Муса Шериф, он же Джэм, вероятно, один из первых представителей Русско-африканцев. Он обиделся за то, что его иносказательно назвали по русски- "негром". Эх Маша, называйте его Русско-африканцем.

Фотография заимствована с официального сайта данного шоу.

Русско-африканцы или Двойный стандарты политкорректности.

Russo-Africans or Double standards of politcorrection.

"Даша-Мерилин: - Зря ты его негром назвал...

Данила: - А он кто?"

Даша-Мерилин: - Афроамериканец..."

Пролог. Текст из фильма "Брат-2". Сцена на пляже.

 

Намедни в одном из "застекольных" фабричных ТВ шоу некий "известный" психолог с неизвестным мне именем поучал молодую барышню Машу, что "разделять людей по национальности и расовым признакам унизительно и мерзко" (почти цитата). Замечательно! памятник на Родине при жизни! полностью согласны (без иронии)! Но попытаемся разобраться в чем причина этой проблемы, доведшей бедную Машу до истерических слез и в чем глубинная суть всего вопроса с т.н. "политкорректной терминологией".

В России с петровских времен (да и ранее) людей с черным цветом кожи называли по разному, в частности -"арапы" - "арапчата", говорить об их униженном состоянии не приходится ибо они сытно ели и пили в богатых домах, а есть примеры и того, как им жаловались дворянские титулы и проч. Классический пример - мулат Александр Сергеевич и его предок -сподвижник Петра Великого. Когда Русь стала более "просвещенной" и европеизированной, то в обиход вошло слово "негр", от португальского и испанского "negro" - черный. Прямой связки между понятиями "негр"-"раб" не существовало, т.к. на Руси своих "белых" рабов хватало в достатке. Отсюда и тот факт, что слово "негр" в русском языке не несет унизительной трактовки и понятия, которым оперируют в иных языках - в первую очередь английском языке, где niger действительно что-то подобное обозначает, хотя это скорее исторический шлейф и некий внутренний комплекс неполноценности, сознательно культивируемый истеблишментом этой расы.

Современные США и Западная Европа демонстрируют выдающиеся примеры расо- и нац- смешения. Как, к примеру, определить национально-расовую принадлежность ребенка, чья мама произошла от итальянца с креольскими корнями и мулатки с Фиджи, а папа - плод любви вьетнамки и американского солдата, чей отец выходец из Чада, а мама индуска с примесью англо-саксонской крови. Еще не запутались? Пропаганда США придумала прекрасный выход - все они - "американцы". Это раса-нация такая. Новая. Тогда при чем тут эти самые простонародные американские выражения типа paki, colored, black, niger, vietkongi. Атавизмы? Нет, они оставлены про запас той же пропагандистской машиной США, чтобы эксплуатироваться для поддержки здорового националистического и расистского тонуса в обществе.

Как же Россия? При всем при том, что наша страна по прежнему остается самым большим местом расселения Евразийцев, с доминированием европейцев, расистские тенденции не так глубоки как нам пытаются доказать. Если бы не провокационные единичные нападения на людей с иным цветом кожи в городах и весях России, то мы бы и не знали об этом. Однако в общей статистике преступной вакханалии в России, "заказух", "бытовух", разбойных и хулиганских нападений, побоев - происшествия с людьми другого цвета кожи - практически незаметны, если бы их так активно не промотировала пропагандистская машина, на это раз наша, доморощенная-русская.

Зависимость отечественной массовой культуры от западной- секрет полишинеля. Здесь и влияние рекламы, кинематографа, музыки и проч. определяющие стандарты поведения и стиля жизни миллионов жителей России и русскоговорящего населения стран СНГ и далее. Активно промотируемый термин "афроамериканцы", определяющий людей с черным цветом кожи, по русски называемых обобщаемым словом "негры" - не подходит к российским условиям. Чаще всего, в российском контексте, эти люди никогда не были в Америке, а подчас даже не были и в Африке. Так как же их прикажете называть? "Черные"? Этим словом в вульгарном русском обозначаются представители иных социальных и национальных слоев. "Цветные"? Глупо и не менее оскорбительно.

Предлагаю ввести относительно соответствующей этой категории жителей России термин Русско-африканцы или даже Афро-россияне, осознавая всю условность предложенного термина.

Так случилось, что у меня достаточно много приятелей и друзей именно с таким цветом кожи, живущих вне России (возможно их больше чем всех чернокожих приятелей у моих уважаемых читателей вместе взятых). Однако, называть в лицо словом "негр" мне не приходит в голову, т.к. у каждого есть имя собственное: Том, Боб, Сергей, Муса... Равно, как и произность слово niger при них. Но говоря по-русски я их вполне могу назвать обобщающим понятием- "мои негритянские друзья" не оскорбляя их. Я не могу сказать "мои африканские друзья", т.к. многие из них, имеющих черный цвет кожи, не имеют даже близких родственников в Африке. Также я могу сказать про своих друзей, "он белый, но живет всю жизнь в Гонконге", где слово белый означает то, что этот человек, не -китаец. Не думаю, что он на меня за это обидится.

Или, говоря о своем приятеле - скаутмастере из Мозамбика я могу сказать - "он белый, поляк, последние 15 лет живет в Мозамбике". Я не буду уточнять, что он загорел и уже не отличается от местных жителей. Я лишь подчеркиваю, что несмотря на то, что он, практически чужак на мозамбикской земле, но пользуется уважением, и старается делать много хорошего для своей "второй Родины".

Казалось - вопрос исчерпан, но я прошу обратить внимание на еще одну сторону работы большой пропагандистской машины массовой культуры, миллиардные бюджета которой позволят создать любой образ при правильной раскрутке и вложениях.

"Чеченские террористы". Этот термин особо стал распространен после трагических событий на Дубровке, когда свои убили больше, чем те самые террористы. Дело не в этом. А в том, как вооруженных чеченцев, которые воюют против вооруженных сил той страны, к которой они пока формально относятся, называют на Западе (и даже на Востоке).

Воздержусь от оценок и приведу примеры переводов этих эпитетов с нескольких языков, выуженные мной буквально за пять минут из Инета:

- чеченские партизаны,

- чеченские повстанцы,

- представители законного президента Чечни,

- чеченские сепаратисты,

- борцы за независимость Чечни,

- воины Ислама,

- смельчаки с гор...

Причем, эти эпитеты распространаяются не только информационными источниками Масхадова и его компании, в частности посредством самого раскрученного в мире за последние несколько недель сайта Kavkaz.org, но и вполне респектабельными европейскими, американскими и мировыми агентствами и медиа.

Данный пример и есть прямой аналог, пример двойного стандарта, который мы внимательно расмотрели выше с политкорректным термином "афро-американцы". Только в данном случае термины, перечисленные строчно являются некорректными по отношению к нам, но это мало кого заботит.

P.S. Зарисовка из жизни Африки. Вагон-ресторан поезда Найроби-Момбаса, закат над саванной сквозь тщательно протертое окно. Белых в ресторане человек 6. Мы за столом с моей (тогда) женой Натальей и двумя голландцами. За соседним столиком компания афроамериканцев с выбеленными лицами "а-ля Майкл Джэксон" и паспортами США, приехавших в Кению на недельное сафари. Неприлично громко пьют французское вино и восхищаются красотами пейзажа Mother Africa. Метрдотель - пожилой негр в накрахмаленной белоснежной тужурке, наклонившись ко мне извинительно сказал: " Я вижу вы из Европы, простите этих американцев, они всегда такие шумные". В ответ я попросил его принести мне понравившегося кенийского вина Passiflor'a взамен банального Chabli и слегка шикнул на находящихся в эйфории американских граждан. Нужно ли говорить, что в этот вечер за нашим столиком было лучшее африканское вино, самая прожаренная курочка и моя любимая арахисовая подливка. На прощание я крепко пожал шеф-повару его черную руку с белой ладонью.

Вячеслав Е. Черных, к.и.н.

© Scoutmaster.ru, 2002

Фрагменты статьи и цитаты не могут использоваться вне контекста, автор изначально отвергает обвинения в национализме и расизме. Цель статьи - попытка научного подхода к анализу бытового, исторического и семантического background'a двойных стандартов.